Category:

Музыка эпохи барокко

Камерное трио. Робер Турньер

Прослушивая большие исторические стили я столкнулась с тем, что живопись барокко была для меня большей частью закрыта. Не трогала, не захватывала. Скульптура и архитектура - да! Но не живопись. "Архитектура - застывшая Музыка" - это высказывание философа Шеллинга подтолкнуло меня к тому, чтобы подойти к сути барокко через музыку. Музыка всегда воспринималась мной легче в силу того, что я с ней выросла. И это подвинуло меня на пути к пониманию. На то, чтобы прослушать множество произведений от Фрескобальди до Баха, ушло много времени. Здесь я хочу выложить лишь основные моменты, этапы. Музыка барокко настолько живая и захватывающая, что каждому из ее гениев можно посвятить не один пост... Этот пост обзорный.

Барокко – художественный стиль в европейском искусстве 17-го – начала 18-го веков. Слово «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, вычурный, странный». C португальского "перолла барочча" - жемчужина неправильной формы. Выразительность, пышность, динамика – таковы основные признаки этого стиля. И это справедливо и по отношению к изобразительному искусству, и к архитектуре, и к музыке. В зародившемся новом стиле  придается все больше значения пышности, декоративности.  Искусство каждой страны приобретает отчетливый характер. Италия во многом опередила другие страны. Она дала рождение опере и выдающейся скрипичной школе.  Развитие нотопечатания привело к стремительному распространению новой музыки, целое море вокальных сборников стало известно не только в Италии, но и по всей Европе.  В Риме семейством Барберини был построен специальный театр для оперных спектаклей на 3 тысячи мест. 

Festa musicale. Джованни Панини

Еще одним очагом новой оперной культуры стала Мантуя. Герцоги Гонзаго были меценатами и держали придворную капеллу. Здесь, в Мантуе, в 1607 году впервые была поставлена на сцене опера "Орфей" Клаудио Монтеверди.  Монтеверди можно назвать первым мастером барокко. Его опера «Орфей» была музыкальный драмой. Орфей  —  творец - певец и музыкант. После смерти жены он спустился за ней в подземное царство. Очаровав своим пением и игрой подземных богов он вернул Эвридику, но не смог справиться со своими страстями и снова потерял ее. 

Орфей и Эвридика. Рубенс

Опера "Орфей" непривычна для современного слушателя, мелодия, по своему звучанию напоминает хорал. Чтобы лучше оценить музыкальную выразительность оперы, я слушала ее (поскольку итальянский только начала изучать и на слух еще не воспринимаю), открыв перед собой построчный перевод на русский. Трагичность — вот чувство, которое осталось со мной после "Орфея".

Позднее Клаудио Монтеверди занимает место капельмейстера собора Сан-Марко в Венеции и становится главой новой оперной школы. Венецианская оперная школа была более демократичной, да и театр в Венеции был построен не для аристократии. Венецианский театр Санте-Сиано  был первым оперным театром, куда билет мог купить каждый желающий. За 30 лет жизни в Венеции Монтеверди написал 8 опер, несколько сценических кантат, музыкальных прологов, интермедий. Из опер сохранились лишь две: «Возвращение Уллиса на родину» и «Коронация Поппеи». Последняя дошла до наших дней и  ставится на оперных сценах мира. По сюжету оперы Поппея становится  любовницей императора Нерона. Нерон  отправляет мужа Поппеи в изгнание, разводится с женой и женится на любовнице. По музыкальному звучанию эта опера уже более привычна нашему слуху и образы персонажей раскрываются и без знания зыка. Скорбь Октавии, жены Нерона, спокойствие философа Сенеки, безответственность Нерона. Голос Ангела в прологе вызвал в памяти другое барочное произведение — фильм "Повар, вор, его жена и ее любовник" Питера Гринуэя. Да и сюжет под стать. 

Джироламо Фрескобальди (1583 - 1643) - основоположник итальянской органной музыки.  Фрескобальди почитался соотечественниками. Основную часть жизни он прожил в Риме, где состоял органистом собора Святого Петра и сочинял канцоны, токкаты,  клавесинные пьесы, делал обработки хоралов для органа. Фрескобальди первый из музыкантов церкви стал давать концерты, они  назывались церковными и проводились по окончанию службы. Так в церкви впервые зазвучала светская музыка. 

Токката Фрескобальди и сама по себе выдающееся произведение. В этом же исполнении она особенно впечатляет. С первых тактов дуэта виолончели и фортепиано я начинаю ощущать неспокойное дыхание и движение кровотока в груди. С развитием темы оркестром кровоток усиливается, нарастает  пульсация во всем теле. Затем трио: клавесин отделяет такты,   виолончель и скрипка — кровоток (душа) утоньшается и стремится ввысь. Потом вступает хор. Снова мощный кровоток. Здесь я ощущаю себя частью хора.  Вступивший в полную мощь оркестр, величественное многоголосие. Сожаление, тоска о чем-то неслучившемся, несостоявшемся. В то же время величие настоящего и в конце одиночество. 


Итальянскому музыкальному искусству принадлежит еще одна вершина инструментального искусства – Венецианская скрипичная школа. Здесь впервые сложился состав профессионального струнного трио: две скрипки и бас, и определился жанр, ставший типичным для этого ансамбля – многочастная трио-соната. 

Традиции венецианцев продолжили Джованни Батиста Витали, Арканджелло Корелли, Джузеппе Тартини. Каждый из них был скрипачом-виртуозом и имел много учеников. Их сочинения – большая часть репертуара современных скрипачей. Чакону Витали и сонату Тартини я слушаю без изменения ритма дыхания, не чувствую кровотока, но ощущаю позвоночником. У Витали звучит виолончель, и звук гуляет по всему позвоночнику, ощущения глубокие и приятныке. У Тартини это скрипки, звук  преимущественно в верхней части позвоночника, и тянущий, как будто натягивающий нервы.

Арканджелло Корелли - создатель жанра кончерто гроссо, его 12 больших концертов для оркестра – одни из самых совершенных образцов до классического концерта. О Корелли я писала здесь

Стиль барокко по-разному выражался в музыке стран Европы. Наиболее яркими фигурами 17-го века стали Генрих Шютц и Дитрих Букстехуде. Шютц — торжественность, мадригальность. Букстехуде — быстрые смены ритмов. Чередуются состояния покоя и сильного, бушующего волнения. Предполагается, что его творчество оказало влияние на творчество Баха. 

Крупнейший английский композитор 17-го века Генри Пёрселл пользовался немалой славой и популярностью при жизни и совершенно не укладывался в какое-то одно направление. Современники более всего любили его мадригалы и песни, инструментальную музыку. 

Цветение английского барокко - памятник Генри Перселлу в Вестминстере. Глен Уильямс

Из мелодических фраз различных сочинений Персела построена музыка к кинофильму "Контракт рисовальщика" Питера Гринуэя. Здесь - Чакона соль-минор.

Но главные достижения эпохи барокко были еще впереди. Примерно в одни и те же годы появились на свет четыре будущих музыканта, которые составили славу 18-го столетия. Итальянцы Доминико Скарлатти, Антонио Вивальди, и немцы Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. 

Венецианец Доминико Скарлатти был членом огромной музыкальной семьи. Он виртуозно владел органом,  чембало, клавиром. Он очень сильно повлиял на русскую фортепианную школу. В его музыке много того, что позже назовут классицизмом. 

Другой композитор, Антонио Вивальди, скрипач-виртуоз,  тоже потомственный музыкант. Количество произведений написанных Вивальди огромно. Любимым его жанром  был концерт.  Вивальди написал их невероятное множество – 44 для оркестра и 447 сольных,  для самых разнообразных инструментов и составов. Вивальди потрясающе удается изображение с помощью музыки, что прекрасно иллюстрируют его  знаменитые «Времена года». 

Еще один титан барокко, Георг Фридрих Гендель, немец по рождению и воспитанию, вошел в историю как немецкий и английский композитор. К Генделю у меня особое отношение, это один из любимых моих авторов. В его музыке я ощущаю способность возвышать, поднимать дух.  Сарабанда ре-минор, она не несет радости, скорее, трагичность, но трагичность торжественную.

  Диапазон творчества Генделя чрезвычайно велик - это оперы, оратории, концерты, инструментальные сонаты, сюиты, концерты, духовные исполнения, псалмы, инструментальные пьесы по случаю - знаменитая Музыка на воде. Первая часть  торжественная, дальше идут разные стилизованные танцевальные части, их 17. 

Иоган Себястьян Бах  до сих пор продолжает влиять на развитие музыкального искусства. Бах никогда не покидал Германию  и  был глубоко религиозным художником. И его музыка не омрачена мыслями о тщетности и суете земного существования. Наоборот, она жизнерадостна и вместе с тем глубоко поэтична. 

Токката и фуга ре-минор построена на контрастах: контраст темпов — то замедляется, то резко нарастает. Контраст звучания — педальное проведение темы без поддержки другими голосами сменяется многоголосием. Кроме того, за короткое время звучания, три минуты, произведение дважды отклоняется в другую тональность. Ощущения в теле очень противоречивые. Пульсация крови то нарастает, то пропадает. Позвоночник то выпрямляется как столб, то я не могу его уловить. Дыхание неравномерное, сдавленное. Ощущения в теле близки к восприятию барочной архитектуры. 


Все, что касается музыкального языка, приемов композиции, у Баха в высшей степени сложно и разработано. Но эта сложность не заслоняет сути гениальных творений.

 Сюита №3 в ре-мажоре. Она состоит из прелюдии и нескольких не быстрых инструментальных барочных танцев. Дыхание во время прослушивания не остается спокойным, ощущается волнение. Эту сюиту  еще называют "Ария на струне соль" или "Воздух".  

Настоящий представитель барокко, Бах необычайно разнообразен в своих жанрах. Монументальные органные произведения - Бах был признанным мастером игры на органе, огромное количество клавирных сюит, концертов, фантазий, вариаций, прелюдий и фуг.  Скрипичные сонаты и партиты, виолончельные сюиты, оркестровые концерты с солирующими инструментами и без них. И, наконец, кантаты, оратории, пассионы, или страсти, магнификат мессы. Даже простое перечисление жанров, в которых работал Бах поражает. Трудно представить, что все это мог создать один человек, обремененный обязанностями службы и многочисленным семейством.

Один из его красивейших концертов — концерт для двух скрипок и струнных в ре-миноре. 

Баха называют последним крупнейшим представителем эпохи барокко, а каждое его сочинение, известное и не очень можно считать художественной вершиной, созданием гения, совершенно уникального в истории искусства. 

Эпоха барокко оставила после себя огромное множество прекрасных произведений.  И то одно, то другое из ее творений возносится так высоко, что служит непревзойденным образцом подлинного искусства. 

Иоганн Фридрих Губер












































Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic